Любая компания стремится не только удержать постоянных клиентов, но и привлечь новых. Однако в нынешней экономической ситуации многие вынуждены сокращать затраты, в том числе на продвижение товаров, услуг или бренда и клиентский сервис.
Современный мобильный маркетинг, или СМС-маркетинг, – это комплекс мероприятий, направленных на продвижение товаров или услуг посредством использования сотовой связи. Это очень интересный и недорогой способ донести информацию до целевой аудитории, сообщить о новых акциях и скидках и так далее. Согласно исследованиям, рекламные материалы не вызывают такого оперативного и массового отклика, как рассылка сообщений. Кроме того, маркетологи обычно хотят видеть статистику и аналитику, владеть точными данными, понимать, сколько клиентов пришло, к примеру, с сайта или из социальных сетей. Мобильный маркетинг позволяет всю эту информацию собирать. Известно, к примеру, что 95% получателей СМС открывают и прочитывают их.
Этим инструментом пользуются как небольшие компании, так и крупные игроки в разных отраслях, у которых сформирована клиентская база: онлайн-магазины и бутики, развлекательные заведения, банки, федеральные ресторанные сети, автоцентры, лизинговые компании, сервисные службы, торгово-развлекательные центры.
Об одном из доступных инструментов – мобильном маркетинге – рассказывает Ольга Журавлева, руководитель отдела СМС-маркетинга Коммуникационного агентства «Пионер».
– Есть ли какие-то разновидности рассылок и насколько популярен данный способ продвижения?
– Помимо собственно мобильной связи сейчас существуют всевозможные приложения – так называемые мессенджеры, в которых общаются при помощи текстовых сообщений: Skype, Viber, WhatsApp, Telegram. Список таких приложений постоянно растет, увеличиваются и суммы, которые рекламодатели выделяют на подобные рассылки. В отдельную группу можно выделить нецелевые массовые рассылки – такие сообщения рассылаются абонентам любого возраста и пола, без каких-либо ограничений.
Но есть рассылки для определенной целевой аудитории, направленные на конкретную половозрастную группу. Такие сообщения обычно содержат призыв к действию после прочтения.
Стоит также отметить автоматические СМС-рассылки, которые позволяют уведомлять о создании, изменении, удалении предварительной записи клиента. С их помощью предлагают оценить качество работы, поздравляют с днем рождения, напоминают о предварительной записи. Все это легко настраивается в программе, предназначенной для рассылки сообщений.
Также отличаются СМС-рассылки и по содержанию: одни компании сообщают о скидках и акциях, а другие распространяют новости о своей деятельности, услугах и товарах. Есть рассылки, направленные на решение каких-либо конкретных задач – к примеру, повышение лояльности постоянной целевой аудитории или привлечение новых подписчиков.
Большинство провайдеров обеспечивают СМС-рассылку по всему миру, и это удобно компаниям, ориентированным на зарубежных клиентов.
– Хотите сказать, что руководитель компании знает, сколько клиентов пришло именно благодаря СМС-рассылке?
– Да, программа позволяет сформировать отчет, где видно количество отправленных и доставленных сообщений, а также ошибки, то есть неактивные номера, которые можно удалить из базы.
Также стоит отметить, что провайдеры, специализирующиеся на рассылке сообщений, предлагают удобный в использовании софт, легко устанавливаемые программы. «Умная» система унифицирует телефонные номера, сортирует абонентов по дате рождения, определяет пол по внесенному имени. Гибкие настройки позволяют в один клик рассылать заранее подготовленную информацию по всей базе контактов. Сообщения могут быть персонализированными. Так повышается лояльность клиента к компании – согласитесь, гораздо приятнее получить СМС, в котором к вам обращаются по имени, а не читать обезличенное сообщение.
– Сейчас интернет пестрит контекстной рекламой, которая информирует об огромном количестве провайдеров по рассылке СМС. Как правильно выбрать среди множества предложений?
– Начнем с того, что существует федеральный закон «О рекламе», который регулирует СМС-рассылку. На основании этого закона и должен работать провайдер. Приведу пример: многие собственники обращаются к компаниям по рассылке сообщений в надежде, что те предоставят им базу телефонных номеров. А это незаконно и грозит штрафом до миллиона рублей обеим сторонам.
Нужно анализировать и другие аспекты: мобильность, ценовую политику, доступность программного обеспечения, клиентский сервис. Провайдер, с которым сотрудничаем мы, предоставляет своим клиентам программу абсолютно бесплатно. Все предельно прозрачно и не требует на первоначальном этапе никаких затрат. Также обращайте внимание на то, как давно работает компания и узнаваема ли в отрасли.
– А как абонент может себя защитить от рассылки, на которую он не подписывался?
– В этом случае нужно направить жалобу оператору и обязательно указать, что вы не давали письменного согласия на получение СМС-уведомлений. Письменное согласие – это заполненная бумажная анкета, в ней должен быть набор обязательных полей, подтверждающих явное согласие абонента получать СМС-рассылки. Отсутствие анкеты означает, что компания не получила от человека письменного разрешения. Если в анкете есть номер, но нет пункта «Я даю согласие на получение СМС-уведомлений», анкета не может быть основанием для отправки сообщений.
Если же абонент давал письменное согласие на получение СМС, но хочет отписаться от рассылки, ему необходимо связаться с компанией-распространителем и сообщить о своем желании. Рассылка должна быть прекращена, а абонент внесен в черный список. Если после этого СМС все еще поступают, абонент может подать жалобу в ФАС, так как его законное право на отказ от получения сообщений не было реализовано.