В декабре 2017 – январе 2018 годов агентство подготовило и опубликовало, по заказу правительства области, цикл интервью с разными специалистами на тему «Инклюзивное образование».
«Инклюзивное образование в Тюменской области только начинает развиваться. И конечно, как в любом начинании, мы сталкиваемся с множеством барьеров и непринятием. Поэтому мы обратились к опытному агентству с задачей выпустить цикл статей, с помощью которых население сможет разобраться в проблеме, выслушав мнение всех участников процесса образования, и получить ответы на наиболее часто возникающие вопросы», – отмечает депутат Тюменской областной Думы Елена Кашкарова.
В качестве интервьюируемых выступали специалисты медицинских учреждений, школ, дошкольных учреждений, мамы, которые рассказали об особых детях в обществе. Они также поделились ответами на самые популярные вопросы родителей об инклюзивном образовании.
Руководитель Тюменского детского сада №133, ставшего одним из лучших в России в номинации «За развитие инклюзивных технологий и авторские методики и авторские методики обучения», акцентировала внимание на том, что подходы к инклюзивному образованию индивидуальны. Инклюзивное образование подходит не для каждого ребенка с ОВЗ. Педагоги четко разграничивают возможность инклюзии для каждого ребенка, принимая решение исключительно совместно с родителями и специалистами. Для особо тяжелой категории детей, когда практически отсутствуют навыки социального поведения, проявляется яркая эмоциональная нестабильность, специалисты рекомендуют посещение группы компенсирующей направленности.
Наш журналист взял интервью у Фомушкиной Марины Геннадьевны - главного детского психиатра департамента здравоохранения Тюменской области, заместителя главного врача по медицинскому обслуживанию населения ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница». Марина Геннадьевна отмечает, что к совместному обучению в одном классе здоровых детей с детьми, имеющими ограниченные возможности, конечно готовы не все родители. Родители «особых» детей опасаются того, что их детей в школе будут оскорблять, унижать, они станут изгоями, одноклассники будут избегать общения с ними. Родители здоровых думают, что присутствие в классе ребенка с ограниченными возможностями может уменьшить внимание педагога к остальным, преподавать материал в замедленном темпе, тем самым уменьшить объем передаваемых знаний учащимся. Конечно, здесь очень многое зависит от педагога, его умения наладить диалог с родителями, а также от общей осведомленности общества об инклюзии.
Специалист тюменской школы №15, в которой активно реализуется инклюзивное образование, рассказывает, что «смешанных» классов становится все больше, а лояльность общества к идее совместного обучения повышается. Пользу оно, кстати, приносит всем – дети с ограниченными возможностями здоровья «вливаются» в коллектив и перестают ощущать неловкость, а их одноклассники с малых лет понимают, что инвалидность – это не приговор, а проблемы взросления и переживания одинаковые у всех.
Также интервьюеры поговорили с мамами ребенка, вместе с которым учится ребенок в ОВЗ, и ребенка с особенностями развития. Мамы рассказали о своем опыте и об опыте своих детей в инклюзивном образовании. Родители отмечают, что возникают сложности в общении и процессе обучения. Но совместными усилиями удается с ними справиться. Главное в этом деле донести до детей, что необходимо с пониманием и любовью относится к каждому человеку, независимо от его особенностей.
После проведенных интервью мы сделали вывод: по вопросам, связанным с инклюзивным образованием, необходимо проводить просветительскую, образовательную работу с родителями по особенностям инклюзивного образования педагогами школ, в СМИ. Профилактировать агрессивное поведение сверстников по отношению к детям с ограниченными возможностями путем проведения тематических классных часов классными руководителями с учащимися, родителями.